Привет, читатель! Недавно задалась главным вопросом, чем отличается институт от университета? На такие мысли меня натолкнул диплом отца, с которым мы оканчивали один вуз, но в разные десятилетия. У него написано: Машиностроительный институт», а у меня — «Национально технической университет».

Чем-отличается-университет-от-института

По сути, учебное заведение осталось тем же, старые преподаватели и адреса зданий, но в чем тогда разница этих названий? Что престижней? Поспорили, это и логично, ведь «каждый кулик нахваливает свое болото». Вот как раз данной теме я и решила посвятить сегодняшнюю статью.

Определение и различие понятий

Университетом называется специализированное высшее учебное заведение, подготавливающее квалифицированных сотрудников по дисциплинам, которые являются основой научных знаний.

Если первые университеты упоминались еще в ХII веке, то понятие «институт» относительно молодое, а обучение студентов протекает согласно базовым программам получения высшего образования.

Прочитав эту терминологию, я поняла следующее: институт готовит узких специалистов с высшим образованием, а университет обеспечивает биржу труда сотрудниками уже широкого профиля также с высшим образованием.

Мне кажется, что сегодня разграничение, скорее, условное; но многие работодатели могут обратить на этот нюанс внимание.

Как правило, высоко ценятся именно специалисты широкого профиля, но также востребованы и задействованы в производстве сотрудники более узкой специализации.

Здесь главное, чтобы высшее образование было, ведь для всех потенциальных работодателей важно присутствие «корочки» с заветным номером и серией. Напомним, что оба высших заведения выпускают бакалавров и магистров, а образцы полученных дипломов мало чем отличаются по своему внешнему облику и содержанию.

Структурные особенности и специфика обучения в институте

Как упоминалось выше, в институте протекает обучение в одной сфере деятельности, а студенты получают базовое высшее образование.

Советуем почитать: Студенческая жизнь на самом деле

Руководит институтом начальник института либо его директор, а в подчинении должно находиться не менее 30 педагогов и до 2 аспирантов на каждые сто студентов – очников.

Такие условия предъявлены к молодым вузам, возраст которых составляет менее пяти лет.

Что же касается более взрослых учебных заведений, то здесь штат сотрудников стремительно расширяется, а финансирование учебного заведения за пять лет соответствует 1 500 000 – 5 000 000 рублей.

Такое обеспечение предоставляет возможность расширять не только свою технологическую базу, но и привлекать к сотрудничеству известных деятелей той или иной сферы жизни.

Обязательным условием существования того или иного института должна быть квалификация преподавателей, ведь более 55% педагогического состава обязаны быть при ученых степенях.

Если говорить о сфере деятельности институтов, то подготовка осуществляет по следующим принципам:

1. Обучение студентов в узком направлении;

2. Ведение в заданной сфере научно-исследовательской деятельности;

3. Подготовка и переподготовка педагогического состава.

В целом, ничего нового, а студенты по выпуску могут получить статус либо бакалавра, либо магистра; а молодых специалистов такое учебное заведение не выпускает.

Так что остается только добавить, что институт является хоть и высшим учебным заведением, но в сравнении с другими категориями вузов имеет низший социальный статус.

Структурные особенности и специфика обучения в университете

Начать стоит с того, что «универ» имеет самый высокий статус на фоне остальных высших заведений учебного «комбината».

В его стенах обязательно соблюдается учебный план высшего и второго высшего образования по самым разнообразным специальностям.

Советуем почитать: Что означает распределение студентов по специализациям?

Если университет имеет техническое название, то это вовсе не означает, что он не осуществляет подготовку специалистов экономических или филологических специальностей.

Мало того, здесь проходит качественная переподготовка или же повышение квалификации педагогического состава.

В университете должна производиться бурная научно-техническая деятельность по всем изучаемым наукам.

Соответственно, вуз – это не только заведение, в котором можно получить высшее образование; но и специализированное учреждение, в стенах которого движется прогресс, делаются открытия и появляются уникальные разработки.

Педагоги не только обучают поступивших абитуриентов, но и стараются сами внести ощутимый вклад в развитие науки.

Основными направлениями университетской деятельности являются:

1. Ведение научно-исследовательской деятельности по разным дисциплинам;

2. Переподготовка и подготовка кадров;

3. Реализация современных учебных программ по самым разным специальностям.

Если сравнивать, то университет можно смело назвать «научным институтом», поскольку в его стенах происходят открытия, новые разработки и ноу-хау.

Университет-и-институт

Также не стоит исключать и той возможности, что институт считается составляющей университета, а в скором времени и вовсе способен получить почетный статус «университета».

Что говорит закон?

Если вернуться к самому началу моей статьи, становится понятно, что с годами папин институт модифицировался в мой престижный университет.

Соответственно, я делаю вывод, что институт при соблюдении определенных требований может без труда стать университетом, то есть официально повысить свой уровень аккредитации.

Но что об этом сообщает Федеральный закон номер 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»?

Как выяснилось, имеется ряд требований, которые и позволяют в конечном счете определить статус того или иного высшего учебного заведения.

О каких критериях оценки в данном случае идет речь?

• должны присутствовать аспиранты из расчета 4 человек на 100 очников;

• порядком 60% профессоров должны быть с научными степенями или званиями;

• в пяти или более научных отраслях требуются систематические научные исследования;

• уровень финансирования учебного заведения за 5 лет обязан дстигать не менее десяти миллионов рублей;

• использование инновационных методов обучения, как вариант – присутствие электронной библиотеки со свободным доступом студентов.

Если вуз имеет все эти критерии оценки, то может призвать аттестационную комиссию и повысить уровень аккредитации.

На сегодняшний день особенно престижным остается четвертый уровень аккредитации, хотя и это не предел всех желаний.

Радикальные отличия университета и института

Теперь не возникает сомнений, что институт и университет – это не одно и то же, а разница в этих определениях обязательно присутствует, пусть даже самая несущественная.

Чтобы понять, о каких именно различиях идет речь, самое время изучить представленные тезисы:

1. Обучение в университете «разно профильное», а в институте узкопрофильное;

2. Университет – это комплексная образовательная единица, а институт – чаще ее составляющая;

3. Институт выбирает одно направление в будущей профессии, а университет охватывает сразу несколько сфер жизни.

4. Университет осуществляет программы переподготовки кадров и повышения квалификации, что не под силу институтам.

Соответственно, очевидно, что институт по своим прямым обязанностям и полномочиям просто не дотягивает до университета, поэтому его и статус гораздо ниже.

Однако ситуацию можно исправить, а, соблюдая все требования аккредитации, заметно повысить свой уровень и позицию в сфере образования.

Куда поступать лучше?

Сегодня перед современными студентами стоит выбор, куда лучше поступать, где получать то высшее образование, которое обеспечит светлое будущее и колоссальный финансовый доход?

Выбор учреждений огромен, однако стоит подумать, что это будет институт или все-таки университет?

Конечно, лучше всего поступать в университет, поскольку здесь и список специальностей гораздо больше, и льготы значительные, и перспективы радужные и благоприятные для будущего.

Советуем почитать: Филиалы ВУЗов — это почти 100% поступление!

Студент по окончанию университета становится специалистом широкого профиля, а работодатель с радостью пополнит свой штат столь ценным сотрудником.

Однако это вовсе не означает, что обучение в институте менее перспективное. В нем также имеется ряд преимуществ, которые положительно отразятся на будущем студента.

Например, из него вырастит действительно квалифицированный специалист пусть даже и узкого профиля.

Он прекрасно будет разбираться в своей работе, а у начальства вызывать только положительные эмоции и приятные ассоциации, что также немаловажно.

А вообще, сколько работодателей, столько и противоречивых мнений. Одним хочется, чтобы сотрудник был подкован в любой сфере жизни, а выкрутиться умел из каждой жизненной ситуации.

Другие, наоборот, считают, что «полиглот» им точно ни к чему, поскольку знать в совершенстве свое дело может только узкий специалист.

Здесь как повезет, но известно одно: грамотный специалист с высшим образованием будет всегда востребован, и неважно, что он закончил – университет или институт.

Эта истина уже много лет подтверждена практикой, а сомнений в ее актуальности по-прежнему не возникает.

Так что учиться нужно хорошо и всегда помнить о золотом правиле: «Не место красит человека (в нашем случае студента), а человек место». Тогда и сомнения в правильности своего выбора одолевать не будут.

Вывод: Теперь понятно, чем отличается университет от института. Любое из представленных учебных заведений имеет свои специфические особенности, а что думаешь ты? Куда лучше всего поступать? Какое выбрать учебное учреждение, чтобы по выпуску не остаться без работы и перспектив?

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова