На сегодняшний день отметить какое-либо общее представление россиян о высшем образовании довольно сложно. Согласно статистике, процент закончивших высшее учебное заведение увеличился с 2005 года с 20,4% до 30,3%.

Как диплом влияет на прием на работу?

Но, с другой стороны, большинство убеждено, что значение университетского диплома крайне раздуто. А сомнений о том, что наличие высшего образования является залогом для будущей успешной карьеры, становится все больше.

Стоит отметить тенденцию, свойственную некоторым сервисам по поиску работы, которые за последние два года избавились от строки об образовании.

Все эти аспекты навевают на рассуждения о наличии диплома как о ненужной корочке и необходимости сегодня высших учебных заведений. Рассмотрим подробнее, будет ли влиять диплом на трудоустройство. 

Кому диплом не пригодится

Снисходительное отношение к диплому о высшем образовании во многом связано с регулярно меняющимися требованиями при поиске соискателей. Интересную точку зрения высказал Михаил Жуков, являющийся главой главного сервиса по поиску работы в России HeadHunter. 

Советуем почитать: Работа для студентов без опыта работы

Опираясь на анализ за последние несколько лет, соискатели сегодня воспринимаются работодателями в качестве носителя конкретного комплекта навыков, имеющего название «skill set». При собеседовании производится оценка именно этих качеств, а не того, что соискатель изучал в университете.

Тут стоит сразу отметить, что даже самые современные учебные программы не способны сохранять данный skill set актуальным на протяжении всего времени.

В эпоху быстро развивающихся технологий и стремительного прогресса обучение востребованным качествам должно быть непрерывным, дабы минимизировать ту пропасть между собственными возможностями и постоянно меняющимися потребностями нанимателя.

Собственно, поэтому многие сферы уже отказались от галочки в графе «высшее образование». Например, это сферы, тесно сопряженные с интеллектуальным сервисом — маркетологи, менеджеры по туризму и развлечениям, торговые представители.

Достаточно большое количество самоучек в творческих областях — дизайн, фотография, копирайтинг, сценическое искусство.

 В эту же категорию относят и специальности, которые зародились относительно недавно и учебные программы высших учебных заведений по данным направлениям еще даже не разработаны — большинство ИТ-областей и SMM.

Согласно опросу, проведенному интернет-сервисом SuperJob, порядка 85% окончивших обучение студентов имели трудности при устройстве на работу. И это не всегда было связано с отсутствующим опытом работы по специальности, но и дефицитом вакансий

Опираясь на данное исследование, каждый пятый получивший образование сотрудник совершает работу, которая не требует обучения в университете. А практически 32% устроены не по своей специальности.

Тем не менее существуют сферы, где важность диплома о высшем образовании играет существенную роль при трудоустройстве. Это профессии, связанные с медициной, фармацевтикой, строительством, автотранспортом, авиастроительным и коммуникационным проектированием, государственными органами.

Поиск альтернативных решений

Опираясь на статистику школьных психологов, преобладающее количество старшеклассников не имеет малейшего представления, какой специальности хотят обучиться.

Достаточно посмотреть на поколения выпускников университетов последних десяти лет. Многие из них просто плыли по течению, а закончив обучение, осознали, что не хотят связывать свою жизнь с выбранной областью.

Так или иначе, старшее поколение навязывает свою точку зрения детям о том, что диплом о высшем образовании — это путевка в успешную жизнь.

Советуем почитать: Как студенту заработать 100 000 рублей?

Немало молодых людей решают поступать в университет, объясняя это тем, что карьера без диплома невозможна. Кто-то делает это под давлением членов семьи. Дипломированных специалистов, сознательно совершивших выбор в пользу профессии, действительно мало.

Также на сегодняшний день обстоятельства таковы, что учебные программы в высших учебных заведениях не только не отвечают реальности современного рынка, но еще и крайне теоретичны, потому не могут быть применены на практике. 

Хороший диплом не дает никаких гарантий

Следовательно, приобретенные в университете знания и навыки часто недостаточны для приема на работу и практически всегда требуют доработки при помощи дополнительного образования, полученного извне. Однако предполагать, что необходимости в ВУЗах больше нет, тоже ошибочно. 

Учеба в университете обладает рядом достоинств:

* развитие широкого кругозора. Студент получает много информации о разных сферах, набирается общих знаний по своей специальности;

* навыка поиска и систематизации необходимого для работы материала. Студент учится быстро собирать информацию и анализировать разные источники;

* возможности исследования проблемы под разным ракурсом. Студент учится высказывать свое профессиональное мнение на разные вопросы и ситуации;

* прогноза возможного развития событий. Студент сталкивается с жизненными ситуациями и набирается опыта в общении с разными людьми;

* развитие эмоционально-интеллектуальных способностей. Учащийся развивает память и аналитические способности.

В любом случае данные навыки пройдут со студентом через всю жизнь и могут быть полезны, даже если тот работает не по специальности.

Не секрет, что конкурентная среда, присутствующая в университете, позволяет приобрести студенту навык социальной интеграции. Молодые люди учатся слышать разные мнения. Осознают, что каждый мыслит особенным ему образом.

Развивают в себе умение адекватно реагировать на критику и принимать её, испытывать сочувствие и эмпатию. Быть эффективным членом команды, общего дела. 

Советуем почитать: Работа, учеба, отдых: что ставить на первое место?

Данные навыки играют огромную роль в становлении молодого ума как личности. И это существенное преимущество перед незамысловатым накоплением специальных умений.

Возможные интегрированные программы в учебный план

Уже сейчас приемные комиссии учебных заведений замечают тенденцию изменяющегося умонастроения выпускников школ. Все больше людей расположено к получению среднего профессионального образования.

Потеря интереса к высшим учебным программам во многом объясняется отсутствием заинтересованности к таким базисным университетским направлениям, как сервис, экономика и менеджмент.

Дабы исключить существенный отток поступающих, для высших учебных заведений были разработаны специальные профессиональные стандарты, которые будут введены уже с 2020 года. Их введение будет также сопровождаться 50% участием со стороны государства. 

В него входит комплект качеств и идентификаторов, необходимых для выполнения трудовой функции и уровень квалификации специалиста.

Первый уровень — неквалифицированный труд, девятый (последняя ступень) уровень — руководитель страны. Наличие диплома о высшем образовании является обязательным требованием к специалистам с шестого уровня.

Университетам уже требуется прилагать немало усилий для увеличения потока поступающих. Стоит необходимость в создании продолжительных интегрированных программ для учеников школ, сначала предоставляя им возможность получить среднее профессиональное образование, которое может привести к обучению в ВУЗе. 

Также учебные программы должны быть составлены так, чтобы совмещение с трудовой деятельностью было тесно налажено. Всем университетам рекомендуется сотрудничать с будущими нанимателями, оказывать помощь в повышении квалификационных навыков.

К счастью, такие нововведения находят все больший положительный отклик, а значит глобальные изменения не заставят себя долго ждать.

Заграничный опыт

Как известно, Россия более консервативна, нежели европейские страны и запад, и крайне неохотно реагирует на разного рода эксперименты в системе образования.

Однако некоторые успехи, достигнутые за границей, все же применяются в отечественной системе образования. 

Поэтому упомянуть об отношении к диплому о высшем образовании за рубежом будет нелишним. Эта информация будет полезна и тем, кто планирует найти работу за границами Российской Федерации.

Так называемый «кризис диплома» поразил множество европейских стран. Германия, к примеру, модернизировала весь учебный процесс в своих университетах, создав непродолжительные учебные планы на три года. 

Благодаря им студень имеет возможность освоить основные умения и знания по выбранной специальности. А по завершении обучения, сразу же получить трудоустройство. В случае если студенту профессия пришлась по душе, он имеет право продолжить обучение, повышая свою квалификацию.

На территории Российской Федерации и за границей к наличию диплома о высшем образовании все еще относятся с трепетом, особенно когда дело касается должностей, для которых необходима определённая степень, лицензия, сертификат, позволяющие легально трудоустраиваться. 

И так, несомненно, будет продолжаться еще на протяжении десяти лет. Поэтому, несмотря на противоречивость мнений о дипломе, как о бесполезной корочке, он еще долгое время будет немаловажным критерием при трудоустройстве на работу.

Вывод: В связи с тем, что разумной альтернативы высшим учебным заведениям не существует — диплом «не вымирает», как многие утверждают.

Он остается тем базисом, где студент приобрел необходимые умения и знания, получил развитие как индивидуальная единица и приобрел культурный и социальный капитал.

Теперь вы знаете о том, как диплом влияет на прием на работу.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф