Привет, читатель! Ты, наверное, уже понял, что учеба в университете – очень важный жизненный этап, который предельно точно отражает будущую судьбу человека. Высшее образование помогает не только найти достойную своей квалификации работу, но и обрести уважение в лице коллег и начальства, а также стремительно продвигаться по так называемой «профсоюзной линии» и обеспечить себе безбедное существование. Однако пока все это мечты, а студент, как известно, «живет от сессии до сессии».

Что-такое-учебная-программа-в-вузе

Вот как раз об этом периоде «от сессии до сессии» и стоит поговорить подробнее, поскольку в уставе любого университета он называется «учебной программой». Если четко следовать всем ее рекомендациям, то проблем с успеваемостью уж точно возникнуть не должно.

Что такое учебная программа в вузе?

Прежде чем говорить об особенностях учебного процесса, стоит отметить, что учебной программой называется план мероприятий, утвержденный Министерством Науки и образования Российской Федерации, который позволяет определить объем знаний и умений, подходящий для того или иного курса обучения в университете.

Если говорить проще, то четко определено, какой отрезок программы студент должен пройти на первом, втором, третьем, четвертом и пятом курсах. В соответствии с учебной программой преподаватели создают учебный план, то есть в письменной форме предоставляют информацию о том, чем на каждом курсе будут заниматься на парах студенты, какие знания и навыки получат, с какими новыми науками ознакомятся и насколько углубленно.

Так что, если рассуждать по-простому, то учебная программа в вузе – это начальник, а учебный план – его подчиненный. Именно поэтому данный вид отчетности касается не столько студентов, сколько преподавателей, которые в установленные временные рамки должны предоставить предполагаемый объем, как теоретической, так и практической информации, предложенной к изучению учащимися вузов.

В тех случаях, когда педагог понимает, что не успевает «вычитать свои часы», то организовывает добровольно – принудительные пары в неурочное время, чтобы максимально быстро нагнать не пройденный вовремя материал.

Возможно, для студента не важна такая щепетильность, но задача преподавателя – предоставить к изучению те темы, которые еще в начале учебного года были утверждены учебной программой. В общем, это очень важно, и не стоит игнорировать данный важнейший вопрос.

Принципы создания учебной программы

Как я уже сказала, утверждает учебную программу в вузе министр Науки и образования РФ, а учебный план – декан или заведующий кафедры. Сразу становится интересно, а по каким принципам происходит подбор программы, которую многие преподаватели высших учебных заведений чтят, как устав и вторую Конституцию?

Здесь несколько критериев оценки, и давайте обсудим их подробней:

1. Актуальность выбранных тем и предметов. Научно-технический прогресс, впрочем, как и достижения науки и культуры, не стоят на месте; поэтому те темы в учебном плане, которые были актуальны еще несколько лет назад, сегодня стали «морально устаревшими», то есть невостребованными.

Советуем почитать: Объект и предмет курсовой работы

Чтобы понять, о чем идет речь, напомню о бессмертном Ленине и гениальном Карле Марксе с его «Капиталом». В первом случае наши мамы и папы наизусть знали биографию этого «народного любимчика», а все съезды КПСС в подробностях и вовсе от зубов отскакивали (хоть ночью разбуди и спроси).

Что же касается «Капитала» Карла Маркса, то лично я в школе и университете эту тему не проходила; а жизни Владимира Ильича в моем учебнике истории было посвящено всего пару страниц. Теперь, я думаю, понятно, что значит «морально устаревшая информация».

2. Социальное воспитание учащихся. Учеба должна быть не только познавательной и обязательной, но и иметь социальный подтекст, то есть подбирается материал так, чтобы студент из полученной информации почерпнул для себя что-то полезное и жизненно важное, а не оставил содержание предмета «за кадром», так сказать.

3. Развитие творческих способностей. Очень часто о некоторых своих студентах преподаватель говорит: «Не видит дальше собственного носа». В данном случае речь идет вовсе не о плохом зрении, а об узости кругозора, отсутствии воображения и примитивности мышления.

Если студент не умеет полученную на паре информацию сортировать и применять на практике, то вряд ли из него в будущем получится грамотный и квалифицированный специалист. Однако научиться этому за пять лет вполне реально, главное – задаться целью и ответственно подойти к учебному процессу.

4. Последовательность изложения знаний. Учебная программа выстроена таким образом, что начинается учебный план с простой и доступной информации, но постепенно усложняется и углубляется. Проще говоря, не зная таблицы умножения, нельзя решать примеры по поиску дискриминанта, например. Я думаю, что основная мысль в данном случае ясна.

5. Связь изучаемых предметов. В учебную программу включаются те предметы, которые связаны между собой, либо логически друг друга дополняют. Например, это может быть экология, химия, биология; или психология, социология и естествознание. В общем, выходит, что российский студент получает всесторонне образование, чего не скажешь о заграничной методике обучения, но об этом немного позже.

Учебная-программа

Теперь понятно, что представляет собой школьная программа, и какие моменты важны при ее ежегодном составлении или коррекции. Как правило, учебная программа в вузе кардинально не меняется много лет, но с каждым годом дополняется новыми фактами и темами, которые, как известно, актуальны в настоящий момент и идут в ногу со временем.

Особенности отечественной учебной программы

Имея нескольких подруг – американок, я не понаслышке знаю об особенностях заграничного образования, вот и хочу поделиться с вами достоверными сведениями, из первых уст, так сказать. Обучаясь в лучших вузах, подруги не раз мне рассказывали, что у них нет обязательных и общеобразовательных предметов, не относящихся к их будущей специальности; а учебную программу они выбирают самостоятельно.

Это означает, что в сентябре после каникул они начинают стихийно посещать ряд лекций в рамках своей специальности, а после самостоятельно подбирают себе те предметы, которые, по их же мнению, самые необходимые.

Нет, конечно, есть базовые знания, которые хочешь – не хочешь, но получать придется, однако уже на втором курсе студент заморского университета изучает те темы, которые считают самыми необходимыми в своей будущей профессии.

Советуем почитать: Будучи студентом...Обязательно сделай ЭТО!

А еще у них можно посещать пары живописи, литературный и художественный кружки, но только ради собственного удовольствия, либо, чтобы считать себя всесторонне развитой личностью. Такие семинары являются дополнительными занятиями, но студенты готовы ходить в университет исключительно ради их посещения.

Теперь понятно, почему отечественные специалисты так востребованы за границей. Дело в том, что это работники широкого профиля, которые, изучая сложные механизмы, параллельно пишут сочинения на парах делового русского языка, либо проводят опыты по химии (на первом курсе).

Там, где импортный специалист будет ожидать помощи другого узкого специалиста, отечественный разберется сам; вспомнить хотя бы эпизод из бессмертной картины «Москва слезам не верит», во время разговора Кати и начальника цеха о поломке станка.

Как правильно выстроить учебную программу?

Я в сети нашла информацию о том, что учебная программа может выстраиваться двумя способами – концентрическим и линейным. Хотя эта информация больше необходима для преподавателей, все-таки решила разобраться, что же означают эти замысловатые термины. И вот, что накопала:

Концентрический способ – это систематическое повторение пройденного материала, но каждый раз в более углубленной форме. Как правило, именно эту методику используют в современных высших учебных заведениях, колледжах и профессиональных училищах. Как показывает практика многих лет, способ реально работает на практике, а позволил уже выпустить не одного отличника (квалифицированного специалиста).

Линейный способ ассоциирует учебную программу со «звеньями одной цепочки». Задача преподавателя – последовательно уделять внимание каждому звену, а приступать к последующему только после углубленного изучения предыдущего.

В данном случае основной акцент делается на логику, которая и связывает все звенья одной цепочки. Такой метод создания учебной программы больше работает в школах, но может также использоваться в других учебных заведениях.

Советуем почитать: Как студенту бороться с ленью?

В заключении можно лишь добавить, что не студенты устанавливают учебную программу, не им ее отменять или же игнорировать. Коль пришел учиться в вуз, будь добр следуй всем существующим в его стенах правилам, которые здесь давно работают и отточены до автоматизма. А самодеятельность, наглость и систематическое нарушение правил здесь точно не приветствуются!

Вывод: В представленной мною статье я подробно рассказала всем заинтересованным студентам и не только, что такое учебная программа в вузе, кем она придумана, и как правильно составляется на практике.

Тема важная, тема нужная, тем более, когда впереди еще пять долгих лет усердной учебы! На страницах сайта советстуденту.рф лаконично изложена вся информация по заданной теме, поэтому впредь вопросов больше ни у кого возникнуть не должно.

Теперь и ты знаешь, что такое учебная программа в вузе, и насколько она важна для успешного обучения.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова