Мы живем в правовом обществе, где каждому с раннего детства известны права и обязанности человека. Именно поэтому уже никого не удивишь, если школьник захочет оспорить оценку учителя, а студент обжаловать результаты экзамена или итоги всей сессии. Со стороны школьника этот поступок не всегда имеет хорошие последствия, но поговорить хочется о конфликтных ситуациях в студенчестве.

Как-обжаловать-результаты-экзамена

Мне известно несколько случаев, когда учащийся вуза поставил под сомнение квалификацию и опыт проверяющего преподавателя, потребовал обжаловать полученную на экзамене оценку и организовать пересдачу.

Здесь важно прояснить, что пересдача экзамена и обжалование результата – это в корне противоположные понятия, поскольку в первом случае студент надеется на снисхождение педагога, а во втором – требует справедливости.

Есть ли шансы?

Прежде чем говорить об обжаловании результатов, необходимо понять, «стоит ли игра свеч», или лучше оставить свой пафосный блеф. На самом деле ситуация щепетильная, поскольку говорит о том, что студент считает конкретного преподавателя полным дураком и не согласен с его оценкой.

Сторона студента. Есть две категории студентов: одни действительно уверены в глубине своих познаний, а другие просто стараются привлечь к своей персоне повышенный интерес и оттянуть время на пересдачу.

В первом случае, будучи уверенным в себе, обязательно стоит отстаивать свою позицию, поскольку преподаватели – тоже люди и могут ошибаться.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Во втором случае приятного мало, поскольку негативное отношение наблюдается не только со стороны педагога, чья безупречная репутация попала под большое сомнение, так и со стороны всей академической группы, которая также ощущает негатив проверяющего.

Как показывает практика, студенту, даже самому грамотному и подкованному, очень сложно отстоять свою позицию, тем более за преподавателем стоит кафедра и деканат.

Но это не означает, что нужно опускать руки, ведь справедливость все равно должна рано или поздно восторжествовать.

Теперь что касается лоботряса, вот как раз в его случае не позавидуешь. Когда все педагоги знают, с кем предстоит иметь дело, то такое отношение вряд ли назовешь понимающим и, тем более, уважительным.

Если он не пересдаст экзамен, а он его не пересдаст уже из принципа всего педагогического состава, отчисление из вуза за неуспеваемость последует незамедлительно.

Так что это опасная затея, которая в итоге может оказаться неоправданным риском.

Мнение педагога. И здесь имеется условная классификация, которая делит преподавателей на демократичных и деспотичных личностей.

С первыми представителями найти общий язык гораздо проще, мало того, они даже могут признать свою ошибку, если, конечно, ее доказать и обосновать.

А вот с деспотом придется повоевать, поскольку в его сознании четко отложена мысль о двух мнениях – «его и неправильном». Мало того, что он никогда не признает своей погрешности, так еще и никогда не простит студенту такого публичного позора.

Если дипломат после конфликта пожмет руку оппоненту, то деспот приложит максимум усилий, чтобы такой студент неожиданно покинул ряды обучающихся в высшем учебном заведении.

Советуем почитать: За что студента могут отчислить?

Поверьте, у него связей хватит, чтобы заметно подпортить жизнь и понять, что изначально не нужно было связываться с таким суровым и бескомпромиссным соперником.

Именно поэтому, прежде чем совершать столь ответственный шаг в своем студенчестве, необходимо в голове проработать все сценарии развития событий.

Если студент уверен, что ему удастся отстоять свою правоту и полностью доказать точку зрения, тогда можно попробовать обжаловать результаты экзамена.

С чего начинать борьбу?

Если студент решил, что оценка за экзамен в его случае поставлена безосновательно, то он может решить этот вопрос в деканате путем составления заявления стандартного образца.

Конечно, желательно, чтобы это была письменная работа, но даже устные ответы сегодня подлежат стихийному обжалованию.

План действий студента следующий:

1. После получения плохой оценки за экзамен в индивидуальном порядке подойти к проверяющему преподавателю и в вежливой форме попросить объяснить, почему так снижен итоговый бал.

2. Если педагог не ответит ничего внятного и рассудительного, можно попросить его отдать работу для внимательного изучения своих ошибок.

Если работа получена, и вы с ней категорически не согласны, можно смело идти в деканат.

Но, когда преподаватель не собирается возвращать ее, то тем более, не помешает в индивидуальном порядке посетить декана.

3. Явившись в деканат, расспросить, как лучше поступить в такой спорной ситуации. Конечно, первым делом вам предложат мирное разрешение конфликта, и не стоит в штыки воспринимать эту затею.

Можно повторно попытаться поговорить с проверяющим, но в случае его категоричности писать заявление на имя декана.

4. Когда декан его подпишет, остается только ждать, когда начнется разбирательство этого дела.

Чтобы оно не ушло в никуда, рекомендуется написать заявление сразу в двух экземплярах, которые обязательно должен засвидетельствовать декан или секретарь.

5. Когда решение будет принято, вас через старосту академической группы обязательно пригласят на разбирательство.

Позовут на такую официальную встречу и оппонента.

Конечно, можно надеяться на мирное решение вопроса, но лучше мысленно подготовить себя к худшему. Не признает педагог себя не правым, поэтому будет настаивать на сборе аттестационной комиссии и повторного проведения экзамена лично для одного студента.

Что же, этого следовало ожидать, поскольку другим путем не разрешить столь неприятную и очень щепетильную ситуацию.

Обжалование-экзамена

От пересдачи не отвертишься, тем более, до окончания конфликта в деканате не могут просчитать средний балл и определиться, может студент рассчитывать на получение стипендии или все же пролетает мимо.

На пересдачу явиться нужно, в противном случае будет еще хуже. Как сказать: «Сумел кашу заварить, теперь расхлебывай». Принцип сдачи тот же, вот только что ждет в этот день конфликтного и себялюбивого студента?

Что делать на пересдаче?

Итак, студент должен понимать, что пересдача будет гораздо сложнее первоначального экзамена в общем потоке. Нет, вовсе не потому, что экзаменационные билеты будут другие, просто проверка будет более жесткой и придирчивой.

Чтобы не провалиться на экзамене и не ухудшить картину собственной успеваемости, требуется помнить следующие правила:

1. К предстоящему экзамену требуется подготовиться основательно. В деканате дадут несколько дней, так что их лучше всего провести за учебниками. Важно изучать не только информацию по теме предмета, но и заметно расширять свой кругозор в заданном направлении (по специальности предмета).

2. Шпаргалки писать бессмысленно, поскольку все равно ими никто не даст воспользоваться. Если же уличат, то в этот момент можно считать пересдачу экзамена завершенной, и тут уже оценка в «3» балла будет казаться самым настоящим подарком судьбы.

Шпаргалки можно писать только для лучшего запоминания пройденного материала, но брать с собой на пересдачу все же не рекомендуется, чтобы Бес не попутал.

3. Ответы давать четкие и осознанные, стараться «не плавать» в теме предмета. Здесь главное – «не рыть себе яму», то есть не говорить лишнего.

Если студент начинает долго отвечать, при этом старается выкрутиться от основной темы билета, то дополнительные вопросы последуют незамедлительно, а вот их как раз нужно бояться больше всего, как «камней в огород».

4. На пересдаче экзамена по итогам не должно быть претензий и, тем более, публичных истерик, поскольку экзаменационная комиссия, скорее, убедиться в нестабильности вашей психики, чем некомпетентности одного из своих преподавателей.

Так что выяснять отношения и, тем более, устраивать очередной скандал в случае неправильного ответа не рекомендуется.

5. Если студенту говорят, что он не пересдал экзамен на лучшую оценку, спорить не стоит; поскольку других вариантов обжалования экзамена в высших учебных заведениях пока не предусмотрено.

Тем более, в лице многих педагогов можно нажить себе самых злостных врагов, которые уж точно не позволят получить долгожданный статус «молодого специалиста».

Сразу скажу, не многим удается такой героический подвиг, но единицы все же имеются, которым все-таки посчастливилось доказать свое мнение, отстоять познания в предмете и получить в зачетную книжку, ведомость действительно заслуженную оценку за экзамен.

Мнение студентов бывает ошибочным

Излишняя самоуверенность студента наказуема, поскольку, как показывает практика, любой преподаватель может доказать студенту, что он ничего не знает.

Так зачем портить отношение обжалованием экзамена, ведь можно мирным путем попросить организовать пересдачу?!

Педагоги, даже самые строгие, всегда идут на уступки, особенно если в течение семестра студент неплохо себя проявлял, не прогуливал пары, своевременно выполнял все проверочные и лабораторные работы. Такому и шанс второй можно дать, тем более, от этого зависит будущее получение стипендии.

Советуем почитать: Как увеличить стипендию студенту?

Так что не нужно портить себе карму и аттестат ненужными конфликтами, к тому же от них больше знаний в голове все равно не появится.

Лучше всего решать вопросы мирным путем, и тогда агрессивно настроенных педагогов в студенческой жизни будет гораздо меньше.

Я точно знаю, что в таких скандальных историях студент не всегда выходит победителем, а некоторых спустя непродолжительный период времени и вовсе отчисляют.

Вывод: В любом случае отстаивать свои права нужно, только мирным путем! Такие способы и пути компромисса работают значительно эффективней публичных скандалов!

А ты пересдавал экзамен? Были конфликты с преподавателем? Поделись своим опытом в комментариях ниже. Поверь, твоя история может очень сильно помочь другому человеку. Итак, ждем твою историю.

Теперь ты знаешь о том, как обжаловать результаты экзамена.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова