Отличного дня, дорогой читатель сайта советстуденту.рф! В данной статье будет дана небольшая рекомендация по поводу взаимодействия с преподавателями, которые, мягко говоря, не всегда чётко и ясно излагают материал лекции или другого академического занятия. Что делать, если вы не понимаете преподавателя? Наверняка не раз бывали случаи, когда ваш учитель объяснял материал либо скомкано, либо просто толком не разъяснял ключевые моменты. Вы не понимали сначала одно, затем вы не понимали другое, затем вы просто переставали испытывать интерес к теме лекции и занимались своими делами. Было такое? Такое со всеми, кто учился, обязательно случалось. При этом многие задают следующий вопрос: а что же делать в данной ситуации? Существует ли другой способ, нежели отстраниться от темы лекции и заняться своими "важными" делами? Как быть, если материал нужно по-любому понять? Ответы на эти и другие вопросы я постарался в доступной форме изложить в этой статье.

Что делать, если я не понимаю преподавателя

Что делать, если я не понимаю преподавателя?

Для того чтобы постараться решить вашу проблему, необходимо для начала выяснить, какова природа вашего непонимания преподавателя. Действительно ли во всём виноват только преподаватель? А может быть часть вины лежит и на вас? Для того чтобы более-менее точно ответить на этот вопрос, посмотрите на вашу ситуацию как бы со стороны.

Ситуация 1. Вы вообще ничего не понимаете.

Что конкретно вы не понимаете? Если вы не понимаете вообще ничего, что говорит преподаватель, то тогда, скорее всего, что причина непонимания кроется в вас самих, т.к. полностью всё, что говорит человек не понять невозможно. Всё-таки все преподаватели – люди, все разговаривают на русском языке (в большинстве случаев). В данной ситуации, как я уже сказал, причина вашего непонимания объяснений преподавателя кроется в вас самих.

В основном подобная проблема связана с отсутствием у вас достаточного фундамента из знаний, полученных на ранних стадиях образовательного процесса. Проще говоря, плохо вы учились раньше, вот вам и откликнулись те пробелы в знаниях. Однако не мне вас судить за прошлые дела, т.к. у всех ситуации бывают разные и порой пропуски занятий допускаются в силу разных причин. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что вы хотите исправить сложившуюся ситуацию и начать понимать объяснения вашего преподавателя.

Советуем почитать: Типы (виды) преподавателей

Дак вот, если всё-таки истинная причина находится в вас самих, то не стоит винить никого, кроме самого себя. Есть вообще хорошее правило: во всех удачах благодарите обстоятельства, а во всех бедах вините только себя. Правило очень полезное, особенно это касается хвастунов и других любителей показать другим, кто я есть такой.

Чтобы начать понимать хоть что-то из того, что объясняет преподаватель, будьте подготовлены к очередной лекции. Если вам тяжело вникнуть в новый материал сразу же, походу лекции (из-за пробелов в знаниях по причине прогулов, болезней и т.д.), то попросите преподавателя дать вам темы следующих 3-4 лекций для того чтобы вы заранее смогли почитать соответствующую литературу. Это позволит вам быть уверенным в том, что следующие занятия пройдут для вас в более интересном ключе, т.к. вы будете «врубаться» в тему лекции.

Советуем почитать: Как правильно писать конспект?

Ситуация 2. Вы не понимаете часть из того, что говорит преподаватель.

Очень часто бывает, что студент, в силу различных причин, не улавливает лишь часть информации, исходящей от преподавателя. Если подобные моменты случаются у вас редко, то это не страшно. В конце концов, редко, кто может похвастаться тем, что хорошо разбирается в абсолютно всех дисциплинах, преподаваемых в вузе.

Однако, если вы на протяжении одной лекции очень часто (раз по 5-6 за лекцию) не понимаете суть рассматриваемого вопроса, тогда у вас начинается не состыковка с новой информацией, что впоследствии приводит к утрате интереса к лекции и лектору.

Интерес в образовательном процессе играет очень большую роль. Если вам не интересно изучать новый материал, то не один профессор мира не сможет объяснить вам тот или иной вопрос так, чтобы вы поняли, всё, что нужно.

Ещё один момент. Тогда, когда вы теряете контроль над происходящим (в нашем случае, вы не понимаете сути дальнейших изречений преподавателя), то у вас в 100% случаев начинается сначала внутреннее и затем и внешнее раздражение.

Вы не понимаете часть из того, что говорит преподаватель.

Затем это раздражение переходит в гнев, сначала в закрытый, а через некоторое время – и в открытый, да ещё какой! Многие люди, не сумев проконтролировать свои наплавы раздражения и гнева, могут в порыве наговорить такого, что окружающие могут подумать, что человек с цепи сорвался. Бывает, бывает подобное поведение у студентов, особенно в период бурной молодости-то.

Советуем почитать: Как осуществить планы молодости?

При этом всегда стоит помнить 2 вещи:

1) если вы попали в подобную ситуацию, то постарайтесь как можно меньше наломать дров.

2) подобная ситуация давно уже исследована и «воплощена на практике» другими людьми, дак зачем же наступать на одни и те же грабли по тысячи раз?

Поэтому разумнее всего поступить следующим образом. Если вы не понимаете часть материала, которую объясняет учитель, то не торопитесь кричать на всю аудиторию, что вам что-то непонятно. Будьте сдержаны. Как показывает практика, если вы что-то недопонимаете, то, скорее всего, и ваши соседи во что-то «не въезжают».

Поэтому наверняка найдётся другой человек, который задаст уточняющие вопросы преподавателю. В большинстве случаев, дополнительные разъяснения преподавателя делают ясной картиной и для того, кто спросил, и для всех остальных, включая вас.

При этом вот как интересно получается: если вы будете редко спрашивать у преподавателя уточняющие вопросы, а только слушать ответы на эти вопросы, заданные другими студентами, то у окружающих будет складываться впечатление, что вы всё быстро схватываете, и соответственно вы будете слыть «умным».

Советуем почитать: Как стать отличником?

Может быть это и мелочь, однако именно признание своих друзей-однокурсников есть одно из самых сладостных чувств, которые испытывает человек во время групповых занятий (лекций, семинаров и т.п.). Потребность в признании очень важна в студенческие годы, т.к. она поднимает самооценку, что в дальнейшем благоприятно сказывается на вашей уверенности. Маслоу чертовски умный парень был, ничего не скажешь.

Пирамида Маслоу

Поэтому не старайтесь сразу же, как вас стало что-то непонятно, кричать на всю аудиторию и просить, чтобы для вас повторили ещё раз. К подобного рода выкрикам прибегайте только в крайних случаях, когда обстоятельства требуют от вас того, чтобы вы поняли материал именно сейчас, а не через промежуток времени (например, вы можете спросить разъяснения по заполнению тестов на контрольной работе, т.к. от правильного понимания зависит правильность вашего выполнения задания, к тому же и другим студентам будет полезно узнать, как точно нужно заполнять контрольный тест).

Во всех других случаях, когда от того, что вы что-то недопоняли, мир не рухнет, не стремитесь сконцентрировать на себе внимание преподавателя. Уважайте свой коллектив. Всё-таки образование даётся группе людей, а не вам лично. При работе с репетитором – другое дело, а тут студенческая группа и один преподаватель.

Для того чтобы лучше понять, почему нельзя отвлекать преподавателя от рассказа материала, представим следующую ситуацию. Пара. На паре присутствуете вы и ещё 25 человек. Преподаватель рассказывает новый материал. 10 человек из 25 играет в телефон, ещё 5 слушают музыку – стандартная ситуация в среднестатистической студенческой группе. Однако остальные 10 человек внимательно слушают преподавателя, вникая в каждое сказанное им слово.

Когда учитель рассказывает материал, у слушающих его студентов в голове появляются картинки, образы. И тут вы. «А повторите, пожалуйста, в каком году родился Н.?» Поверьте, от того, что вы не будете знать точные года жизни человека, мир не рухнет. К тому же у каждого сейчас есть телефон с выходом в интернет. Можно и там посмотреть.

Советуем почитать: Подростковая интернет-зависимость: проблема или вымысел?

Но ведь практически все студенты сразу же, как им что-то становиться непонятно, пытаются перебить лектора и спросить подобные вопросы. Остальных слушателей подобные расспросы (особенно, если они происходят часто) внутренне уж точно, выводят из себя.

Поэтому будьте мудрее, лучше отложите ваш вопрос до лучших времён, скажем до перерыва, а там уже и задавайте его столько, сколько влезет. Опять же, пользуйтесь старым добрым правилом: Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы люди относились к вам. Хорошее правило.

Сделаем краткий вывод по ситуации 2. Если вы не понимаете только часть из того, что рассказывает преподаватель, то не старайтесь сразу же перебивать его и уточнять недопонятый момент. Выждите определённый промежуток времени и только после него задавайте свой вопрос.

Вопрос преподавателю

Скорее всего, за этот промежуток вы уже поймёте то, что хотели спросить, поэтому и спрашивать будет, собственно нечего. Каждое удержание себя от порыва немедленно спросить у преподавателя непонятный момент лекции, кладёт в вашу «копилку» общественного признания очередную монету. Признание, признание, как много людей его хотят.… Если быть откровенным.

Ситуация 3. Вы не понимаете бОльшую часть из того, что вам говорит преподаватель.

Если в ситуации 1 чаще всего виноват сам студент, то в ситуации 3 вина, в большинстве случаев, уже лежит на преподавателе. В студенческой жизни любого студента встречает преподаватель (или несколько преподавателей), которые ведут лекции, мягко говоря, непонятно, а если сказать более откровенно – они ведут лекции чудовищно!

С чем это связано? Хороший вопрос. Иногда это связано с возрастом учителя. Нередко в российских вузах преподают люди, возраст которых находится около отметки в 80 лет. Если вам попался старый учитель, то постарайтесь отнестись к такому человеку снисходительно. Поймите, что для того чтобы ему донести до студентов основную мысль лекции требуется гораздо больше энергии и сил, если бы это делал его более молодой коллега.

Советуем почитать: Идти ли в аспирантуру или нет?

Поэтому, если у вас преподаёт пожилой преподаватель, то постарайтесь непонятные моменты уточнять самостоятельно. Можно, конечно, и обратиться к учителю, например, после пары, однако старайтесь этого не делать. Пожалейте старого человека. Скорее всего, ответы на свои вопросы вы найдёте в соответствующей литературе. Не поленитесь, прочтите главу-другую. Лучше, чтобы вы порадовали своего пожилого преподавателя отличными знаниями, тем самым повысив ему настроение и соответственно, немножко продлив его жизнь.

Однако если вы не понимаете большую часть из того, что рассказывает преподаватель, и при этом ему далеко не 70-80 лет, то, скорее всего, вам попался преподаватель типа, условно который мы назовём «шаляй-валяй».

Данный тип преподавателя любит рассказывать разного рода истории, и если бы они все были по теме. Или может попасться такая разновидность «шаляй-валяя», который, вроде бы, и к лекциям относиться солидно, и ходит при пиджачке, однако совершенно не способен донести до людей ту информацию, которую он хочет рассказать аудитории.

Каким способом можно скорректировать поведение подобного «шаляй-валяя» и добиться того, чтобы лекции стали понятны большинству слушателей, действительно желающих учиться и получать образование в вузе?

Рычагами воздействия тут могут выступать следующие воздействия:

а) воздействие сверху;

б) воздействие снизу.

Начнём с воздействия сверху. Если вас не устраивает качество проведения лекций, то вы не долго думая, собираете подписи от студентов вашей группы и несёте коллективную жалобу руководству вашего факультета (кафедры). Сразу же отвечу на распространённое возражение.

Никто вас не станет отчислять за подобные «кляузы». Поверьте, если вашим вузом руководит разумное и дальновидное руководство, то оно само заинтересовано в том, чтобы студенты, обучающиеся в стенах данного вуза, получали качественное образование.

Советуем почитать: Самообразование студента: почему это сейчас очень важно?

Здесь играют свою роль рыночные отношения. Ведь, по сути, вы – клиенты, которые пришли в вуз получить образовательную услугу. Если клиент не доволен, то он уходит и забирает свои деньги. Нет денег – нет работы. Нет работы – нет вуза. Все просто. Поэтому никогда не бойтесь отстаивать свои права, когда вы точно уверены в том, что правы вы и что добиться правды действительно стоит.

То же самое руководство вашего вуза, принимая на работу преподавателя со стороны, не всегда способно проверить его профессиональные качества и подготовку. Тут и приходят студенты на помощь. Получается своего рода естественный отбор посредством недовольства студентов.

Что касается вопросов эффективности давления на преподавателя сверху, то, то, как правило, эффективность подобного давления весьма высока. В конце концов, преподаватель, по крайней мере, задумается над тем, что он что-то делает не так, и, скорее всего, поменяет свой стиль преподавания. Если же на него должным образом не подействует административное давление, то всё равно много времени такой учитель на своём месте не продержится – выгонят.

Вы - уволены!

Что касается случаев, когда давление на преподавателя возникает снизу, то в большинстве своём, подобное воздействие может быть неадекватно воспринято и так слегка неадекватным преподавателем. Он будет думать, что студенческая группа просто не хочет учиться, поэтому и старается всячески останавливать нормальное течение лекции.

Если вы всё-таки намерены воспользоваться давлением снизу, то здесь необходимо выдвинуть лидера группы, который сможет растолковать основные требования, предъявляемые к преподавателю студентами. Просто когда на учителя набрасывается толпа раздражённых людей, кричащих что-то невпопад, то человек вряд ли поймёт, чего от него хотят.

Советуем почитать: Как стать популярнее в ВУЗе?

Другое дело, когда все претензии высказывает один человек – лидер, способный донести до преподавателя предъявляемые требования. Правда для лидера подобное «общение» может выйти боком, если преподаватель подлый человек. Поэтому лучше использовать форму давления сверху. Данная форма как бы безлична, т.к. коллективная жалоба распределяет всю полноту ответственности на весь коллектив студентов.

Вывод: Если вы столкнулись с ситуацией, когда вы не понимаете, что вам объясняет преподаватель, то, в первую очередь, следует определиться с тем, какова природа подобного непонимания.

Если в том, что вы не понимаете материал, вы виноваты сами, тогда начните изучать дополнительную литературу по предмету в соответствии с программой тем лекций, которую можно взять у вашего преподавателя. Тем самым вы устраните имеющиеся проблемы в своих знаниях, что позволит лучше схватывать новый материал, который для вас окажется уже далеко не новым.

Если вы не понимаете небольшую часть материала, который рассказывает лектор, тогда, скорее всего, ваш предмет преподаёт пожилой учитель. Относитесь к нему с пониманием и старайтесь лишний раз не тревожить старого человека. Лучше блесните перед ним своими знаниями по предмету, тем самым доставив удовольствие и преподавателю и самим себе, т.к. для того чтобы блеснуть знаниями, необходимо эти самые знания получить.

Последняя, из рассматриваемых ситуаций предполагала, что вы не понимаете бОльшую часть из того, что рассказывает преподаватель. В данном случае виноват именно лектор, т.к. он не смог донести до студентов информацию в понятном виде. В статье было разобрано 2 способа воздействия на такого учителя: давление сверху и давление снизу

Каждый из рассмотренных способов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому применяя какой-либо из них, необходимо смотреть на сложившиеся обстоятельства: наличие лидера в коллективе, сплочённость студенческой группы и т.п.

Таким образом, вы узнали о том, что делать, если вы не понимаете преподавателя.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф