Эта статья носит, скорее, информативный характер, а пригодится многим студентам и преподавателям, которые по праву называют себя всесторонне развитыми личности. На повестке дня простой вопрос, чем отличается учёная степень от учёного звания.

Чем-отличается-учёная-степень-от-учёного-звания

Кто-то скажет, что разница принципиальная, но со стороны педагогического состава роковая ошибка не знать таких элементарных вещей.

Немного терминологии по теме

Итак, ученая степень и звание – это последовательность квалификации педагога. Это как на флоте: каждый офицер имеет свое звание и согласно ему занимает определенную должность, получает заработную плату с надбавками и так далее. В сфере педагогики все аналогично, только звания и степени называются несколько иначе.

Соответственно, каждый преподаватель стремится к внеочередному присвоению ученого степени или звания, что благотворно скажется не только на его перспективах на будущее, но и на семейном бюджете.

Однако, как и на флоте, за красивые глаза получить такие привилегии невозможно, требуется не только подтвердить свою высокую квалификацию, но и выполнить обязательную работу в письменном виде.

Чтобы подробнее разобраться, что к чему, стоит выяснить, какие бывают в РФ ученые степени и звания, а уж потом обсуждать вопросы привилегий и поощрений.

Виды ученых званий

Все ученые звания, а также порядок их получения, на территории РФ были утверждены еще в 2002 году, и с тех пор никаких поправок и корректировок в законодательный документ внесено не было.

Итак, какие есть варианты?

Доцент – это самое распространенное звание в вузе. Чаще всего доцентами являются преподаватели – лекторы.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Кроме того, это могут быть научные сотрудники и другие педагоги высших учебных заведений, которых выделили на ученом совете факультета.

Что это означает?

Преподаватель может занимать должность доцента, но не соответствовать этому званию. Такую ответственность назначения берет на себя высшее руководство, исходя из способностей и компетентности претендента.

Для преподавателя это хороший старт, поскольку, занимая должность доцента, в скором времени можно получить это ученое звание.

Как это возможно?

Для повышения своей квалификации и присвоения столь почетного звания требуется:

• Проработать в должности доцента не менее года;

• Обязательно иметь научно-педагогический стаж от 5 лет;

• Являться автором или соавтором научных работ или учебно-методических пособий.

Профессором является педагог высокого уровня компетентности с углубленными познаниями в той или иной области науки или искусства.

Получить это звание тоже реально, но для этого требуется:

• Быть научно-педагогическим работником;

• Преподавать в вузах;

• Иметь собственные научные достижения;

• Быть работником государственных академий наук по официальным аттестационным документам.

В общем, нужно иметь не только педагогический стаж в работе, но и «голову на плечах» – делать открытия, внедрять ноу-хау, издавать справочную литературу и дидактический материал, а также стремительно прогрессировать в изучаемой сфере образования.

Так что получить столь почетное звание совсем непросто, зато потерять несложно.

В заключение можно добавить, что оба ученых звания «доцент» или «профессор» должны быть в обязательном порядке подкреплены официальным документом.

Если же преподаватель просто занимает должность доцента или профессора, то у него нет соответствующей документации; мало того, он может быть смещен на другую должность при трудоустройстве дипломированного профессора или доцента.

Среди ученых званий также известны член-корреспондент и действительный член Академии наук.

Подробно обсуждать эти звания не будем, поскольку в студенческой жизни они встречаются не так часто.

Виды ученых степеней и их особенности

С учеными степенями дело обстоит гораздо проще, поскольку их всего две, и они всем хорошо известны – доктор наук (высокая) и кандидат наук (первичная степень).

Получить одну из степеней могут все желающие преподаватели, но в данном случае требуется дополнительно защитить диссертацию.

В отечественной педагогике появилось еще несколько степеней по примеру западных коллег.

Это бакалавр, магистр и доктор философии, однако они относятся больше к студентам, чем к высшему педагогическому составу.

Бакалавром можно стать после окончания техникума или профессионального училища, а также после университета, когда сил на магистра и лишних два года учебы просто не хватило. Это низшая из всех существующих ученых степеней.

Магистр отличается от бакалавра двумя дополнительными годами обучения. Задача студента – после бакалаврата продолжить обучение, а по результатам успешно защитить дипломный проект, сдать все государственные экзамены.

«Доктор философии» — это вообще европейская степень, которая больше популярна за рубежом. Но за последние годы она прекрасно ужилась и в отечественной педагогике, а является следующей ступенью после магистра.

Что лучше всего выбрать?

Как показывает практика, получить ученую степень гораздо сложнее, поэтому подавляющее большинство педагогов делает свой выбор в пользу ученого звания.

Советуем почитать: Обзор 5 полезных сайтов для учёбы

Чтобы понять все сложности и подводные камни, важно всегда помнить о таких характеристиках:

1. Если соискатель блестяще выполнил и защитил диссертацию, то ему присваивается ученая степень; а если он имеет допустимый стаж, знания и должность в педагогической практике, то ему положено присвоение ученого звания.

2. Аттестат профессора или доцента подтверждает ученое звание, тогда как диплом доктора или кандидата наук – ученую степень.

3. Получить ученую степень сложнее.

А теперь все то же самое, но доступным языком! Итак, если вы работаете в университете преподавателем, то однозначно должны «расти».

Для этого требуется получить ученую степень и ученое звание. Сразу уточню, что дело это ни одного дня и даже ни месяца, но при желании вполне достижимо.

Учёная степень

Конечно, первые пять лет своей педагогики нужно посвятить наработке стажа, но в это время рекомендуется принимать активное участие в научных разработках, участвовать в конференциях и углубленно изучать свою диссертацию.

Дальше все зависит от способностей и амбиций, но сразу стоит уточнить: ученая степень – это колоссальный в плане интеллектуальной деятельности труд, а ученое звание – это, скорее, благодарность за проработанные годы и большая удача.

Если говорить языком моряков, то воинские звание дают за выслугу лет, а внеочередное звание (в нашем случае ученая степень) получают те, кто внепланово отличился.

Как показывает практика, большинство отечественных преподавателей выбирают ученые звания и стремятся к написанию диссертации, а о научных трудах и не помышляют.

Здесь каждому свое: решать только педагогу! В любом случае к обладателям ученой степени относятся уважительней, а на звания не всегда внимание обращают.

Почётная степень: что это такое, и кому присваивается?

Чтобы получить ученую степень без особых хлопот, имеется еще один вариант — «почётная степень» доктора наук.

Она выдаётся академиями, высшими учебными заведениями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований.

Но в чем подвох?

Дело в том, что претендент на почётную степень должен сильно отличиться, либо достичь в своей специальности нереальных успехов.

Если опять-таки сравнивать с морской тематикой, то это представление к внеочередному званию, либо награде.

Такие преподаватели всегда на хорошем счету, и многие вузы мира готовы в любой момент предоставить им работу.

Советуем почитать: Будучи студентом...Обязательно сделай ЭТО!

Иметь почетный диплом – это самая большая жизненная удача, которая позволяет максимально реализовать себя в выбранном направлении знаний.

Сразу стоит оговорить, что такой диплом не выдается по медицине; а почетная степень может, как назначаться, так в дальнейшем и сниматься.

В любом случае учёная степень подтверждает научную квалификацию и компетентность своего обладателя, а также его способности к успешной научной деятельности.

Учёные степени и звания негосударственного образца

Есть еще одна подробность, которую обязательно необходимо знать при подборе педагогического состава.

Дело в том, что в современной системе образования появилось и успешно функционирует множество учебных заведений негосударственного образца.

Это и институты, и академии, и университеты; в которых руководство предпочитает окончательно отделиться от Высшей аттестационной комиссии.

Такие самопровозглашенные комиссии самостоятельно присуждают ученые звания и степени, причем это может быть не только кандидат наук, но и доктора наук.

Мало того, после завершения нелегальной защиты диссертации (не исключено, что липовой) новоиспеченный «доктор или кандидат наук» получает диплом с подписями и печатями.

С юридической точки зрения такой документ не имеет силы, однако эти преподаватели могут нечестным путем занимать престижные и высокооплачиваемые должности, пользоваться уважением и быть примером для подражания в государственных вузах.

Именно поэтому в данном вопросе важно проявить бдительность, а во время приема на работу уметь своевременно распознать законный документ от «липы».

В постановлении Правительства РФ, утвержденного еще 30 января 2002 г. записано, что «в качестве документов о присуждении ученых степеней имеют юридическую силу исключительно те дипломы, которые были выданы Министерством образования РФ или уполномоченными государственными органами».

Вывод: На этой ноте я заканчиваю свою публикацию, но советую всем не теряться и уметь правильно отличить ученую степень от звания. Для кого-то это очень важно.

Теперь ты знаешь о том, чем отличается учёная степень от учёного звания.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова