Вы пишете исследовательскую работу? Есть затруднения? Тогда внимательно читайте наши советы, и вы поймёте, что написать самостоятельное исследование – это совсем не трудно, если придерживаться определённых правил. Эти советы будут предназначены для студентов, которые уже освоили основы проведения исследований и  для тех студентов, которые  только начинают делать первые шаги в науке.

Организация научно-исследовательской работы

Самое удивительное и необъяснимое, с нашей точки зрения, что многие преподаватели  считают, что  студенты знают или могут понять, как сделать хорошее исследование, не объясняя азов научной работы. В лучшем случае они отправляют своих студентов к библиотекарю. Мол, там всё объяснят и разъяснят. Однако, мы же ведь живём в ХХI веке  – веке высоких технологий. Поэтому редкий студент является частым гостем библиотеки. Куда проще найти необходимую информацию в сети. Стоит ли удивляться, что многие студенты полагаются на Википедию в качестве первой и последней остановкой в своих исследованиях?

Чтобы помочь студентам быстро получить основные исследовательские навыки, вот 10 советов, которые помогут вам найти, организовать и использовать информацию, из которой можно  собрать достойную научную работу.

10 советов по организацио научно-исследовательской работы

1. Расписание!

Поясняем — первым шагом к написанию хорошей работы является осознание того факта, что вам предстоит написать эту работу к определённому сроку. Напишите график работы над проектом с разными пунктами для выполнения на конкретную дату (например, найти 10 источников по 20 сентября закончить предварительное исследования по 15 октября), и придерживаться его. Вам понадобится время, чтобы получить обзор того, каким вы обладаете материалом на данный момент, выяснить, что есть  в вашей личной библиотеке, выбрать соответствующие материалы, прочитать их, сделать нужные заметки.

2. Исследование не заканчивается на Википедии. :)

Википедия является прекрасным местом для начала ваших исследований. Потратьте некоторое время на поиск ключевых слов, связанных с вашей темой, просмотрите ссылки, которые вы найдете на каждой странице этой интернет-энциклопедии внизу под основной статьёй. Делайте заметки, особенно любых хороших источников, которые там рекомендуются другими пользователями.

Целью вашего посещения Википедии является получение хорошего представления о теме, по которой вы пишете работу. К тому же среда Интернета более динамичная, в плане обновления информации, в сравнении с е бумажными предками. К тому времени, когда вы уже будете готовы написать полноценную работу, вы даже и не вспомните о Википедии, хотя она будет для вас базовым источником информации.

3. Главное — это библиография.

Как только вы нашли хорошие, твердые и тяжёлые академические книги или эссе на тему, вы, можно сказать, озолотились – вы владеете  списком из десятков или сотен источников. Вы можете бегло пробежаться глазами по библиографии и записать что-нибудь, то, что соответствует вашей теме исследования. Академические авторы не очень любят «творчество» в названиях своих работ, поэтому вам будет, как правило, довольно легко найти материалы по интересующей вас теме.

Как только вы начнете поиск материала из первой книги, вы осознаете, что скоро будете иметь список из гораздо большего количества источников, чем необходимо (но Вы нуждаетесь в них, потому что ваша домашняя библиотека не может иметь все эти книги и журналы, о которых идёт речь). Поэтому внимательно вчитывайтесь не только в заголовок параграфа, но и в сам текст работы академических авторов. Ищите логику и смысл читаемого материала.

4. Сначала был тезис.

Чисто технически, ваш тезис должен вытекать из ваших исследований, когда у вас есть данные перед глазами. Но вы должны изначально обозначить своего рода «рабочий тезис», т.е. тот вопрос, на который вы хотите ответить. Как вы столкнетесь с новым материалом, спросите себя, поможет ли этот новый материал и как ответить на ваш поставленный вопрос. Все, что выглядит актуальными, но не помогает ответить на ваш вопрос, вы можете смело отметать. Не  бегите за количеством, иначе не успеете всё написать в срок.

Берите только необходимый материал. Заманчиво собирать много справочного материала, а некоторые это просто обожают делать, но слишком много тогда вы будете тратить своего времени, не внося продвижения в ваше исследование. Как мы говорили чуть выше, получите один или два хороших источника «для фона» (вашим первоначальным источником, скорее всего, будет Википедия, так бывает в достаточно в большом количестве случаев), а затем сфокусируйтесь лишь на том направлении, в котором необходимо работать для  ответа на ваш вопрос исследования.

5. Не делайте всё одновременно.

Не пытайтесь решать  все ваши вопросы сразу. Для начала изучите одну сторону вашей проблемы, затем переключитесь на другой аспект вопроса исследования. По мере того, как вы всё глубже будете понимать структуру отдельных элементов вашей области изучения, вам не  составит труда синтезировать их разрозненных блоков информации полноценную научную работу. Помните: синтезу предшествует анализ. Или, говоря иначе, идите индуктивным путём (от частного к общему).

6.Применяйте системный подход.

Начинайте исследования с идеей о том, как вы планируете собирать и организовывать заметки и данные. Для нынешних студентов объектом сбора и обработки различной информации является компьютер (ноутбук, нетбук – неважно).

Сначала пишите полные библиографические ссылки на книги или другие источники, а затем, прочитав эти самые источники, анализируйте полученные данные, соотносите их со своими мыслями и идеями, которые должны быть у вас в любом случае, если вы пишите серьёзную научную работу. Мы  бы хотели, чтобы вы использовали компьютер более эффективно, если вы проводите исследование. Для этого мы вам советуем создавать базы данных (db) с полученной информацией. Из такой базы потом будет куда легче отыскать необходимые данные нежели, если вы будите всё записывать куда-нибудь себе в блокнот.

MS Access

Сейчас в Интернете можно найти огромное количество различных программ, которые просты в освоении и которые помогают с лёгкостью, не обладая профессиональными знаниями в создании db, создавать необходимые db и тем самым облегчать себе жизнь. Просто мы не понимаем: зачем снова и снова искать уже найденные данные, если можно всё найти за доли секунды из собственноручно созданной db? Для справки, сейчас вся документация на предприятиях переходит на электронный носитель. Поэтому не пугайтесь теперь аббревиатуры db и знайте – компьютер помогает не только развлекаться, он также может помочь вам при написании научной работы.

7. Знайте свои ресурсы.

Потратьте некоторое время на знакомство, какие ресурсы, как онлайн, так и в автономном режиме, библиотека  ещё может предложить. Большинство библиотек предлагают практически  «туры» для студентов в виде разговора с библиотекарем и прогулки между книжными шкафами в поисках необходимых книг. Вы это можете «взять такой тур», для того  чтобы чувствовать себя, так сказать, варящимся в котле знаний. Когда вы находитесь в библиотеке, обращайте особое внимание на микрофильмы, хранилища и периодические издания, которые вы будете использовать достаточно часто и много в своих работах.

Периодика ценна тем фактом, что в ней отражаются наиболее свежие взгляды на исследуемую вами проблему.

Как правило, в любом уважающем себя институте, имеется хорошая подписка на различные периодические издания. Большинство университетских библиотек также подписаться на ряд академических баз данных, и большинство из них в настоящее время доступна в режиме онлайн — узнать исследовательский материал вы можете получить доступ из дома. Например, в  американской онлайн –библиотеке J-Stor, имеет место полный текст фотографические копии сотен журналов, все легко доступно для поиска.

8. Попросите о помощи.

Используйте человеческие ресурсы, имеющихся у вас, наряду  с материальными. И не стесняйтесь этого делать! Большинство профессоров, однако, не любит тратить свои рабочие часы на плохо подготовленных студентов. Поэтому, когда в следующий раз пойдёт к своему научному руководителю за помощью, заранее определитесь с перечнем вопросов, которые вас интересуют. Преподаватели вряд ли откажут подкованному студенту, потому что это уже будет не пустая трата времени, а конкретная работа. Более подробнее об этом написано здесь.

Обратитесь за помощью в поиске и оценке источников, или за помощь в выяснении, что делать с материалом, который вы собрали до сих пор. Другим человеком, который может вам помочь, является ваш  дружественный библиотекарь из окрестности. Библиотекари, по нашей оценке, лучшие люди на Земле — они знают, материал в своих хранилищах лучше любого гугла, они глубоко обеспокоены тем, что современные студенты редко обращаются к ним за помощью. Большинство библиотекарей будут счастливы, чтобы помочь вам найти соответствующие материалы для вашего проекта, а некоторые даже помогут найти определенные части трудно находимой информацию для вас. Также не забудьте спросить Вашего сокурсника о помощи, возможно, вы столкнетесь с тем человеком, который имеет к вашей  теме непосредственное отношение, т.к. работал над подобной проблемой и имеет богатый опыт в данном вопросе.

9. Эврика и правда иногда наступает в ванне.

Когда вы начинаете реально работать над вашим проектом, ваш ум начнет вспениваться от большого количества прочитанных книг. Если вы похожи на простого студента (а вы им и являетесь), то вы будете поражены внезапным откровением, которое  вас может накрыть в любое время — в ??ванной комнате, в душе, в супермаркете или тогда, когда вы готовитесь ко сну.

Носите небольшой блокнот и ручку с вами везде (ну, может быть, не в душе — хотя можно держать маркеры перед раковиной, чтобы можно было бы записать быстро мысли на зеркало в ванной, когда вы находитесь в душе); записывайте всякий раз, когда идея пересекает ваш ум, и переносите эти заметки в свою db как можно скорее. Если уж идеи совсем прекрасные, их можно сразу же включить напрямую в свой проект.

10. Проверяйте — не устарел ли ваш материал.

Вполне возможен и такой вариант, когда вы пользуетесь старой версией материала. Современная наука очень динамично развивается. И, поэтому очень часто бывает так, что тот материал, который вчера был достоверным, сегодня является уже практически отвергнутым. Если вы хотите написать действительно хорошую исследовательскую работу, то вы можете обратиться к авторам материала либо напрямую (благо сейчас написать письмо можно кому угодно, хоть президенту), либо через другой непрямой канал (просто погуглите в поисковике). Если вы всё же обращаетесь к автору напрямую, то будьте вежливы, объясните, что вы работаете над таким-то вопросом, и что вы пытаетесь выяснить, может ли новый материал, полученный из первоисточника, пролить свет на ваше исследование.

Вывод: Надеемся, что эти советы помогут вам с работой над  библиографией и «телом» вашей научной работы. Библиотекарь или ваш преподаватель может помочь, особенно если вы ограничиваете себя в книгах и журналах, доступных в университетской библиотеке. С Интернет-источниками сложнее, так как они бывают не вполне достоверными. Лучше придерживаться известных источников, таких как Википедия и сайтов, одобренных вашей библиотекой. Помните, однако, что еще несколько лет назад, большинству из студентов удавалось сделать исследования без Интернета. При помощи простой пишущей машинки.

Главное в научных исследованиях – это голова исследователя.

Успехов вам в научных изысканиях!

С уважением, команда сайта советстуденту.рф