Многих студентов увлекают научные исследования. Это не удивительно, т.к. в процессе научной деятельности человек узнаёт много интересных фактов, а быть может, и открывает новые. Если вас тоже нравится узнавать что-то необычное и находить неизведанное, тогда добро пожаловать в науку.

Как студенту заниматься научной деятельностью?

Учеба в вузе и научная деятельность

Сразу скажу, что сознание студентов радикально меняется с каждым новым семестром, и по личному опыту знаю, что ни от чего не стоит зарекаться. Чтобы вы поняли, о чем именно я веду речь, проведу небольшой экскурс в историю:

1. На первом курсе студента сложно чем-то заинтересовать. Он осваивается в новых стенах, при этом категорически не готов расширять собственный кругозор.

Первокурсник наслаждается долгожданным поступлением в вуз и мечтает стать отличным специалистом. В этот период ему сложно рассуждать о научной деятельности, поскольку мысли забиты новыми обязанностями, знакомствами, возможностями и перспективами.

2. На втором курсе студент часто ленится. Мысли об отличной учебе и оптимизм первокурсника остаются в далеком прошлом, а количество прогулянных лекций постоянно увеличивается. Это говорит о том, что студент уже адаптировался в новых стенах, морально расслабился и не особенно заморачивается на тему отличной учебы.

Желания заниматься научной деятельностью и вовсе нет, учеба больше злит и раздражает, чем приносит новые знания и удовольствие. Так что сложно заставить себя лишний раз засесть за учебники и «грызть гранит науки».

3. На третьем курсе возникает интерес к собственной специальности. Предшествует этому производственная практика и новые предметы непосредственно по выбранному профилю.

К тому же, студент увлекается научной деятельностью, и видит в этом не только новые познания, но и хорошую возможность возвысить себя в глазах преподавателей кафедры, деканата. Это лучшее время, чтобы «всерьез взяться за гранит науки» и хотя бы пару семестров «поработать на зачетную книжку». В дальнейшем за такие труды обязательно воздастся.

4. На четвертом курсе студент по-прежнему в науке. Теперь он – не только грамотный теоретик, но и отменный практик, который наконец-то разобрался в собственной специальности.

Это благоприятное время для уже осознанного занятия научной деятельностью, когда необходимо не впечатление на массы производить, а стараться развить свой интеллект, на будущее запастись новой информацией для возведения собственной карьеры, приобретения успешности.

5. К пятому курсу некогда искреннее желание заниматься научной деятельностью заметно остывает. Студент старается меньше времени проводить в вузе, находит дополнительный источник дохода и готовит себя к новой, уже самостоятельной жизни в статусе дипломированного специалиста.

Советуем почитать: Как подготовиться к научной конференции?

Ему не до научных работ, тем более, совсем скоро предстоит защита дипломного проекта. Так что приходится делать выбор и расставлять приоритеты.

Если же поступить в аспирантуру, то таких научных работ в скором времени предстоит написать далеко ни одну. Так что выбор за студентом, чего он хочет, и какими путями планирует достичь поставленных целей.

Что такое научные работы?

Если обратиться на кафедру или в деканат, можно выяснить, что научная работа в обязательном порядке включена в учебный процесс подготовки магистра, тогда как для бакалавра предлагается исключительно в качестве внеурочной деятельности.

Если будущий бакалавр может самостоятельно решать, нужна ли ему такая дополнительная нагрузка или нет, то магистру предстоит с ней мириться.

Долгое время я не понимала, для чего нужна научная работа, зачем тратить собственное время на ее написание.

Когда же столкнулась с таким трудом лично, руководитель мне все подробно объяснил.

Систематизировав полученные сведения, я могу сделать выводы об актуальности такой внеурочной деятельности:

* показывает студенту разнообразные методы ведения научных исследований;

* помогает организовать научно-исследовательский процесс;

* вырабатывает у студентов навыки грамотного оформления работы, публичных выступлений;

* развивает и тренирует ораторские способности.

Это только кажется, что все очень сложно, но главное – понять суть исследования и выработать для себя план. К тому же, не стоит игнорировать ценные рекомендации преподавателей, которые в своей жизни много научных работ и видели, и написали. Так что все в руках студента.

Советуем почитать: Как студенту опубликоваться в научном журнале?

Научные работы в стенах вуза можно условно разделить на 2 категории:

1. Включенные в учебный процесс. Отчасти это курсовики, диплом, практические и лабораторные работы, олимпиады, в которых присутствуют элементы исследовательской деятельности.

2. Выполняемые во внеурочное время. В данном случае речь уже идет об индивидуальных работах на кафедре, когда студент получает задания отдельно, а трудится на консультациях и в свободное время.

Научную работу можно готовить на городском, региональном, международном уровне, а в качестве поощрений организаторы таких масштабных интеллектуальных мероприятий ежегодно предоставляют победителям именные стипендии, гранты.

Это очень престижно, и в последнее время студенты действительно стали стремиться к знаниям, перспективам в собственной специальности.

Актуальность научных работ

Оказывается, молодежное мышление радикально изменилось. Современные студенты с азартом и увлечением садятся за научные труды, стремятся получить отличную оценку и приобрести новые знания.

Вот и добрались до вопроса актуальности научных работ. Прежде всего, это хорошая возможность узнать больше, чем сокурсники. Однако все зависит от желания самого студента, поскольку заставить его написать научный труд никто не может.

Это внеурочная деятельность (для бакалавра), и студент должен добровольно расстаться с частью своего свободного времени, уделить его новым горизонтам. Если он к этому готов, преподаватель обязательно посодействует: поможет не только с темой, но и в процессе написания научной работы.

Научная работа в будущем может быть тесно связана с темой дипломного проекта, и это отличная помощь будущему специалисту при написании итоговой аттестационной работы. Тема может оказаться и другой, но это вовсе не означает, что она ненужная, бесполезная.

Научная деятельность развивает ваши аналитические навыки

Все происходит в рамках учебного процесса, выбранной специальности, так что углубленные знания в том или ином профильном предмете явно не будут лишними. Да и преподаватели уважают учащихся вузов, которые помимо «бытовой учебы» активно занимаются научной деятельностью. Знаю, по личному примеру.

Студент и научная деятельность

Если студент решил заняться научной деятельностью, должен уметь правильно распределить свое время, чтобы все успеть. Важно исключить осуществление избитой временем поговорки о двух зайцах, за которыми можно погнаться и остаться ни с чем.

Студент должен и в учебе «не скатиться», и при написании научного труда добиться определенных результатов, признания.

Если свободное время найдено, требуется без промедления обратиться к преподавателю профильного предмета с желанием сотрудничать. Руководитель научной работы должен быть, и с ним предстоит контактировать регулярно в стенах вуза.

Советуем почитать: Как организована научная работа студента?

Если имеются внутренние конфликты, к преподавателю лучше не обращаться – может ничего не получиться. Или же, наоборот, найти новые точки соприкосновения и, наконец-то, примириться.

Научная работа – это тот же дипломный проект, но несколько в ином направлении. Например, он тоже состоит из теоретической и практической составляющей, обязательно присутствие авторских разработок и исследований.

Выполнять предложенное задание желательно самостоятельно, иначе на конференции при возникновении дополнительных вопросов у представителей зрительной аудитории докладчику будет стыдно.

Студент должен понимать, что при написании такой работы предстоит не только учиться по книжкам, но и заниматься практикой. В противном случае, представленная на конференции разработка окажется неактуальной.

Студент может рассчитывать на высокой балл за проделанную работу, но не более. Дело в том. что поверхностно выполненная работа не имеет ценности, будет неинтересна зрительской аудитории.

Если студент в процессе обучения в университете всерьез занимался научными работами, не исключено, что после окончания вуза ему предложат должность лаборанта на кафедре вуза. Неплохое начало, как для молодого специалиста, тем более что перед ним открываются радужные перспективы.

Отдельно стоит уточнить, что на этом научная деятельность не заканчивается, а продолжать ее предстоит уже в должности лаборанта. Однако не стоит забегать вперед, лучше поговорим о научной деятельности в студенчестве.

Вывод: Будучи студентом, никогда не поздно заняться научной деятельностью и сделать вклад в свое светлое будущее. Главное – подобрать интересную тему и не отказываться от реальной помощи педагогического состава.

А вы писали научные работы? Если да, то какие впечатления остались от проделанных исследований? Поделитесь опытом!

Теперь вы знаете о том, как студенту заниматься научной деятельностью.