Для девчонок и мальчишек
Есть, друзья, немало книжек.
Этот уму – разуму учил и
Хорошим помощник в школе он был.

(Учебник)

Привет студент! В этот раз я решила начать свою статью со школьной загадки, чтобы ты сразу понял, о чем пойдет речь. Мы столько бесед провели на тему студентов: их жизненных неурядиц и радостей, что совсем забыли про учебники, которые в этот самом «вечном студенчестве» играют далеко не последнюю роль. Так, что такое учебник?

Что-такое-учебник

Прежде чем перейти к его ценности, следует обратиться к терминологии и процитировать (близко к тексту) Википедию.

Учебником называется авторское издание по определенной теме, которое активно используется в системе образования для самостоятельного или организованного изучения того или иного предмета. В общем, без учебника никуда!

Происхождение и прохождение учебника сквозь века

Многие нерадивые студенты и ученики считают, что учебники – это мука, а не наука; а созданы были к несчастью учащихся несколько тысячелетий назад. В этом есть доля правды, но касается она исключительного времени появления первых учебников.

Действительно, первый учебник появился еще в Древнешумерской цивилизации, а был представлен глиняной дощечкой с ценными надписями.

Однако с того времени прошло не одно тысячелетие, прогрессировала письменность, а до нынешних времен такой «дидактический материал» дошел уже в обновленном и прогрессивном виде, то есть таким, каким мы его все знаем и узнаем.

Важно отметить, что переломным моментом в развитии учебника стал именно 1658 год, когда впервые было опубликовано издание Яна Коменского под названием «Мир чувственных вещей в картинках».

Кстати, именно этот деятель культуры внес рационализаторское предложение рассматривать данный учебник, как основной инструмент массового образования.

Вот с тех самых пор началась новая жизнь таких печатных изданий: мало того, что заметно расширился ассортимент, так еще и тематика книг стала самой неожиданной. Это был, безусловно, тот толчок, который со временем вознесет учебник на вершину успеха и сделает неотъемлемой составляющей процесса обучения и саморазвития.

Учебник и студенты

Вспоминая свою студенческую жизнь, сразу приходят ностальгические мысли об учебниках. Да – да, в моем случае, это был друг, товарищ и брат, который не только обучал чему-то новому, но и выручал в сложную минуту, например, на защите курсовой работы или при непосредственной сдаче экзамена.

Советуем почитать: 5 секретов эффективной работы с учебником

Шпаргалки писать я никогда не любила, зато воспользоваться принесенной справочной литературой на экзамене иногда удавалось. Такие подсказки спасали, а итоговая оценка никогда не расстраивала.

Однако, к сожалению, есть другая категория студентов, которые учебники считают ненужной макулатурой, а библиотеку – комнатой пыток. Те единственные разы общения с учебником в читальном зале ничем хорошим не заканчиваются, а причина последующей мигрени очевидна – буквы и новые знания на нетренированный мозг давят.

Получается, что с учебником просто необходимо уметь работать, иначе полезная информация резко превращается в набор бессмысленных предложений, которые в голове просто не укладываются.

Такой талант дан не каждому, поэтому могу рассказать, как правильно пользоваться справочниками и дидактическим материалом, поскольку лично у меня в университете все прекрасно получалось.

Как правильно работать с учебником?

Если вы считаете ненужным ответ на данный вопрос, то сильно ошибаетесь, поскольку учебник – это, пожалуй, тот единственный помощник, который не отвернется от вас перед очередной сессией.

Дело в том, что в университете есть такое негласное правило: «Весь семестр преподаватель бегает за студентами, а перед сессией и в ее период все происходит совершенно наоборот (преподаватель бегает от студентов)».

Так что рассчитывать на помощь и, тем более, подсказки, некогда вежливого и милейшего педагога не приходится, остается надежда только на свои мозги, терпение, усердие и, конечно же, помощь учебника.

Возникает вопрос, а как правильно подступиться к учебнику, чтобы результат в дальнейшем благотворно отразился на итоговой оценке за экзамен? Оказывается, все просто, если придерживаться определенных правил:

1. Внимательно читать каждую тему, не перелистывая страницы и не перескакивая с одного абзаца на другой. Это необходимо для того, чтобы в сознании четко формулировался и запомнился структурированный текст по теме, а не его отдельные отрывки. Последовательность и осознанность мышления на экзамене крайне важны, поэтому лучше тему терпеливо прочитать от начала и до самого конца.

2. Запоминать информацию гораздо проще и надежней по абзацам. Для этого требуется читать весь текст по абзацам, а после прочтения каждого постараться его пересказать и выделить главные моменты, фразы и предложения. По желанию их можно отдельно записывать, чтобы в дальнейшем прочитать (перед или на экзамене) и мгновенно восстановить всю информацию в памяти.

Такие подсказки лучше всяких шпаргалок, да и некоторые педагоги не против подобного метода работы с учебником (более ленивые студенты подчеркивают важные предложение карандашом прямо в учебнике, но зря – записанные мысли легче запоминаются).

3. Изучая ту или иную тему в учебнике, преподаватели настоятельно рекомендуют составлять план, который при дальнейшем ответе также станет дельной подсказкой. Достаточно просто глянуть на его пункты, как суть прочитанного или выученного накануне тут же возникнет перед глазами.

Иногда педагоги разрешают опираться на план, чтобы по памяти восстановить осознанный и структурированный текст по заданной теме, что также очень важно при ответе.

4. Чтобы впечатлить препода, можно некоторые предложения запомнить наизусть, а после свободно цитировать их при ответе. Такой гармоничный и углубленный доклад по теме обязательно будет оценен по достоинству, а проверяющий будет тронут столь ответственным отношением студента к его предмету.

Однако здесь важно не переборщить, иначе складывается такое неприятное впечатление, что студент просто считывает материал, а не углубленно в нем разобрался.

5. Если тема в учебнике была очень важна, то ее необходимо сначала разобрать, а потом выучить; после чего, для верности, положить сам учебник под подушку и проспать на нем всю ночь.

Конечно, это все суеверия, но есть та категория современных студентов, которые упорно настаивают на ее осуществлении в реальной жизни. В целом, перед экзаменами даже суеверия не помешают, а спать на необходимой информации только полезно, хотя бы для спокойствия напряженной нервной системы студента.

Учебник

Вот вроде бы и все, а в остальном студент сам находит свои собственные секреты работы с учебником.

Так со временем приумножаются приметы и суеверия, но от общения со справочной литературой еще ни один учащийся вуза, школы, аспирантуры, колледжа, ПТУ или специализированного лицея избавлен не был и, тем более, не пострадал. Так что вам с ним явно идти по жизни!

Выбор учебника перед сессией

Как правило, учебники студенту необходимы исключительно перед сессией, а на протяжении всего семестра они без дела пылятся на полках библиотеки. Но вот экзаменационный период – это их время, а студенты разгребают все справочную литературу без разбора.

Многими изданиями в период подготовки так и не пользуются, а некоторые и вовсе остаются за гранью понимания. Возникает вопрос, зачем тогда ходить в библиотеку, если лучше конспекта по заданному предмету учебника не найти.

В целом, это правильное рассуждение, поскольку вся требуемая информация в сжатой форме представлена именно в конспекте, который на лекциях начитывает преподаватель. Однако в мое время знания одного конспекта оценивались лишь на тройку, тогда как более высокой оценки были достойны развернутые ответы, основанные на двух – трех дополнительных источниках. Вот поэтому при подготовке к сессии учебники обязательно необходимы.

Советуем почитать: Как сдать первую сессию?

Но как именно выбрать нужное издание, чтобы воспользоваться им по назначению, а не разочароваться в конечном счете в своем выборе? Все просто, а приведенные ниже правила вам обязательно помогут.

Правило первое. Чем древнее издание, тем доступнее описана в нем заданная тема. Так и происходит: учебники 2000 года и выше спокойно пылятся на полках, а вот на издания 1965 – 1985 годов всегда среди студентов ажиотаж. Однако, выбирая старую книгу, необходимо понимать актуальность ее содержания.

Например, законы физики не меняются десятилетиями, тогда как экономические методы обновляются и пополняются чуть ли не каждый год.

Правило второе. При подготовке к ответу или экзамену по предмету использовать только те учебники, которые порекомендовал преподаватель в качестве справочной литературы. Это, как кофе, ведь у кофеманов бывают любимые и нелюбимые сорта; так и у педагогов встречаются достойные и недостойные авторы. Лучше не перечить, а опираться в своих ответах только на разрешенные источники.

Правило третье. Слушать советы библиотекаря. Он хоть и не силен в конкретном предмете, но точно знает, какая справочная литература является более востребованной у современных студентов. Так почему бы не позаимствовать чужой опыт, тем более, когда он настолько ценный и необходимый.

Вывод: Теперь все вопросы на тему: «Что такое учебник» можно считать решенными, а при их повторном возникновении желательно внимательно изучить статью, опубликованную на страницах сайта советстуденту.рф. Она на много раскроет глаза.

Теперь ты сам знаешь, что такое учебник, и как им пользоваться по назначению.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова